Дата: 28, Январь, 2012 / Просмотров: 364

Развитие внимания и наблюдательности у ребёнка

Развитие внимания у ребёнкаВнимание младшего школьника в первую очередь базируется на наблюдательности.

Наблюдательность — наиболее важный компонент внимания не только на этом этапе, но и в последующие периоды. С другой стороны, внимание вовсе не исчерпывается одной лишь наблюдательностью. Наблюдательность младшего школьника легче всего выявить и проанализировать, когда ребенок описывает какой-либо предмет или явление.

Для проверки ребенку предлагается как можно полнее описать часы и маникюрные щипчики. Если ребенок прежде не видел, как вы манипулируете маникюрным инструментом, ему не удастся многое рассказать об этом предмете. Чем менее знаком тот или иной предмет, чем он замысловатее, тем больше возникнет затруднений при его описании, тем поверхностнее и беднее оно будет.

Отметьте, сколько признаков удалось обнаружить ребенку в малознакомом предмете. А вот с часами дело будет обстоять намного проще: ребенок отметит и форму циферблата, и материал, из которого изготовлены корпус и ремешок, и для чего они необходимы. Запишите, сколько деталей и признаков отметил ребенок в хорошо знакомом предмете и сравните результат.

Начало всех начал — научить детей правильно, всесторонне, глубоко рассматривать предметы. Например, выдающийся ученый, герой романа американского писателя К. Воннегута «Колыбель для кошки» сумел сделать важное открытие благодаря своей наблюдательности. Рождению гениальной идеи способствовало то, что чудак-ученый внимательно рассматривал, каким образом уложены в ящиках апельсины либо пирамидки пушечных ядер возле памятников великим военачальникам.

Замечено, что дети в первую очередь называют в предмете те свойства, которые характеризуют его поверхность: цвет, блеск, гладкость, шероховатость, пятнистость и т. д. Легко выделяется детьми размер и величина предмета. Рассматривая предмет, младшие школьники нередко отмечают и ту сторону, которая характеризует его назначение или использование. Тем не менее, дети не всегда выделяют признаки, характеризующие предмет.

Ряд свойств предметов и веществ детям трудно самостоятельно усмотреть и выделить. Например, они не укажут, какие детали можно выделить в том или ином предмете, на что похожа каждая из них в отдельности, зачем предмету придали именно такую форму, твердое или пластичное вещество использовали для изготовления и т. п. Подсказывайте детям, обращайте их внимание на то, что они не заметили.

Затруднения ребенка часто связаны с отсутствием в его лексиконе необходимых слов. Вот всем известный вопрос-загадка: «Какого цвета вода или стекло? Как правило, почти все дети 6—7 лет не задумываясь отвечают, что белого. Совсем немногие уточняют, что оно «белое, но не очень» (особенно, если вы предлагаете сравнить молоко и воду).

Лишь где-то к 9—10 годам ребенок скажет вам, что вода и стекло на самом деле прозрачные или бесцветные. Дети зачастую не располагают достаточным количеством слов для того, чтобы сказать о форме или величине предметов (часто ограничиваясь словами большой — маленький). Нередко в описании сравниваемых предметов ребенок употребляет такие характеристики: длинный — маленький, вместо длинный — короткий; глубокий — маленький, вместо глубокий — мелкий.

Ваша задача — своевременно вводить в словарный запас ребенка больше слов, с помощью которых он сможет описать рассматриваемые предметы.